
С чего начать создание сайта: 11 ценных советов
У вас родилась идея онлайн-бизнеса или вы просто решили «прописать» свое дело в Сети? Поздравляем! Теперь вам нужен сайт, верно? И вы наверняка не UX-дизайнер, не разработчик и вообще не особо сильно во всем этом разбираетесь… С чего же вам начать и как получить на выходе хороший сайт, который точно сможет стать надежным подспорьем или даже основой для вашего бизнеса? Сейчас расскажем.
1. Четко определите цели создания сайта
Для начала оговоримся: перед началом разработки вы должны на 100% знать, для чего именно создается сайт. Без четкой цели далеко вы не уйдете. Казалось бы, прописная истина, но мы, как разработчики, довольно часто сталкиваемся с клиентами, которые не ставят перед собой четкую цель, перебираясь в онлайн. Им просто хочется создать свой сайт и точка.
Но интернет так не работает. Такой сайт не будет никому мешать, он будет просто висеть в Сети бесполезным грузом, не принося ничего своему владельцу. Сайты, знаете ли, в этом плане, как люди, чтобы приносить ощутимую пользу им обязательно нужна цель.
Вообще таких целей, для которых создаются бизнес-сайты, не так уж и много – выбирайте:
дать информацию о чем-то (о компании, человеке, событии, товаре/категории товаров) + получить возможность обратной связи (заполнить форму, «обратный звонок», калькулятор и т.д.);
дать информацию о чем-то + получить возможность обратной связи с бронированием определенного товара или услуги;
продать товар/множество товаров прямо с сайта + дать немного информации + получить возможность обратной связи.
Это все. Абсолютное большинство сайтов мелких и средних бизнесов в Сети выполняет одну или несколько из этих целей, хотя, конечно, существуют и исключения.
Запишите выбранную цель и принимайте любое решение по вашему будущему сайту только в том случае, если это решение приближает вас к её достижению.
2. Всегда начинайте с малого
В процессе разработки очень часто может возникнуть «эффект тележки из супермаркета» – интернет дает бизнесу множество возможностей, кажется, что реализовать каждую очень легко, а потому хочется всего и сразу. Неплохо было бы привлекать лиды, полноценно и комплексно рекламировать свой бренд, а еще нужно настроить продажу товара прямо с сайта, реализовать систему доступа к премиум-контенту, а сбоку «прикрутить» какой-нибудь тематический форум.
Конечно, делать все это сразу не стоит по двум причинам:
Если намешать все возможности и функции, велика вероятность, что не будет работать ничего. С другой стороны, всегда можно сделать «финт ушами» и сконструировать такой сайт, где все цели сосуществовали бы органично, но стоить это будет очень дорого. А самое обидное – не факт, что такое вложение окупится. Почему?
Потому, что всегда нужно начинать с MVP. MVP – «minimal viable product» или «минимальный жизнеспособный продукт». Это – самостоятельный продукт, на создание которого затрачивается сравнительно немного усилий и в котором реализована минимальная необходимая часть ваших «хотелок».
В нашем случае, некое подобие MVP – это готовый сайт, на котором все работает на реализацию одной конкретной цели или идеи. Впоследствии, анализируя «своих» пользователей и то, как работает ваш сайт, вы сможете точно понять, как именно реализовать другие цели и нужно ли вам это делать вообще. Таким образом вы минимизируете риски, а минимизировать риски – это всегда хорошо.
3. Определитесь, как на ваш сайт будут приходить люди
Еще один важнейший аспект функционирования любого сайта, с которым нужно определиться на берегу. На ваш сайт должны приходить потенциальные клиенты, а как они это сделают?
По большому счету, у них три различных пути:
Прямые заходы + переходы через различные ссылки на сайт;
Рекламный трафик;
Органический трафик из поисковиков.
Прямые заходы и переходы через ссылки – это хорошо, обязательно продвигайте свой бренд и разместите ссылки в соцсетях и справочниках. Но есть один нюанс: этот путь не принесет вам большого стабильного потока посетителей.
Основные источники трафика для сайтов малого и среднего бизнеса – почти всегда реклама и органика (SEO). Если бы способы продвижения были едой, то реклама была бы пельмешками – быстро, вкусно, но относительно дорого и нужно постоянно докупать. Посетителей будет много сразу, но как только деньги на рекламу закончились – заканчивается и трафик.
SEO-продвижение в таком случае можно сравнить с мешком картошки на посадку – для того, чтобы поесть, нужно сильно потрудиться и подождать, зато потом можно питаться результатом своих трудов очень долго. Хорошее SEO-продвижение – это планомерное и постоянное улучшение своего сайта, его плоды вы пожнете только через какое-то время, как правило – несколько месяцев. Зато после трафик из поиска приходит «сам», не нужно никаких дополнительных вливаний.
Определитесь сразу, какому виду продвижения вы отдадите свое предпочтение, от этого зависит тип сайта и способ его наполнения.
Кстати, в случае с продвижением вариант «всё и сразу» приемлем и очень даже желателен, если позволяет бюджет, но в таком случае вам обязательно нужен многостраничный сайт.